10 интересных фактов о Иркутско-Якутском тракте
Статья
07.10.2025

10 интересных фактов о Иркутско-Якутском тракте[6+]

Просмотры: 491

9 октября отмечается Всемирный день почты. В связи с этим рассказываем о Иркутско–Якутском тракте, конечная точка которого располагалась в районе Залог города Якутска.

Иркутский тракт, известный также как Якутский тракт или Приленский тракт, – это историческая почтовая дорога XVII-XVIII веков, соединявшая Иркутск с Якутском, а также служившая ключевым путем сообщения для Северо-Восточной Сибири и Русской Америки. Он был проложен в 1738 году в ходе II Камчатской экспедиции и стал важным связующим звеном в системе путей сообщения региона. Учреждение в 1738г. Иркутско–Якутского почтового тракта связано с деятельностью II Камчатской экспедиции под руководством В.Й.Беринга (1732г.) и установилась сухопутная почтовая связь между Санкт-Петербургом и Охотским портом. Тракт занял ведущее место в системе путей сообщения Северо-Восточной Сибири и связях с Русской Америкой в XVIII-XIX вв.

1. «Ям» - тюркское название селения на почтовом тракте. А жителей, развозивших почту, называли ямщиками.

2.  Уникальность Иркутско-Якутского тракта заключалась в том, что это был единственный в России внутренний тракт, на котором существовала таможенная застава. Общая протяженность в начале ХХ в. составляла 2766 верст, а по территории Иркутской губернии – 1772 версты.

3. В 1743г. по поручению и.о. воеводы Якутского уезда И.Я. Остякова служащий воеводской канцелярии Захар Баишев организовал 28 почтовых станков (станций), возложив обязанности на местные сообщества, которые обязаны были перевозить грузы и служилых людей, снабжать почтовые станции лошадьми и продовольствием.

4. Для ямской службы и заселения этих станций из центральных губерний России было прислано 33 крестьянских семьи. Отцы этих семей стали родоначальниками старожильческого русского населения — ямщиков Среднеленья.

5. В первые годы, когда начал действовать Якутский тракт, восточный участок Иркутско-Якутского тракта, обязанность снабжать станции лошадьми, продовольствием для смотрителей и ямщиков, кормом для лошадей возлагалась на местное население, якутов. Но после неоднократных жалоб на эту повинность в 60-е годы XVIII века решено было заселить станции русскими крестьянами. Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья. Сколько длилось исполнение этого указа, не известно, помещикам только указывалось выделять из своих крепостных семьи крестьян для отправки в Сибирь.

6. Для определения места установления почтовых станций между Иркутском и Якутском работала комиссия. Через каждые 15-30 километров (до этого расстояние между станками было больше) ставили столбы с номерами для будущих постоянных почтовых станций. Затем в Иркутске среди прибывших крестьян проводилась жеребьевка. Глава каждой семьи вытягивал бирку с номером, совпадавшим с номером на одном из столбов, установленным по тракту. Счастливчикам доставались места с низменными угодьями, такие как Кытыл-Жура, Булгунняхтах, Тиит-Арыы, некоторым везло меньше — им предстояло осваиваться в горах Ой-Мурана, Ат-Дабана, на крутой горе Еланка. Приезжим ямщикам разрешалось строить свои дома, иметь хозяйство, содержать скот, на выделенных землях садить огород, заниматься хлебопашеством.

7. К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения, туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.

8. Тракт действовал круглый год. Причем большая часть пути тянулась вдоль берега Лены, а зимой путь прокладывался по льду. Устройство и поддержание летних сухопутных дорог было особенно трудоемким. В таежных участках прокладывали тропы, устраивали мосты, ставили зимовья, верстовые столбы с «цифирными словами».

9. Работа была опасной: в криминальных сводках 19 века постоянно фигурируют дела об убийстве и ранении почтовых ямщиков и почтальонов.

10. Скорость движения почтовых отправлений несколько веков назад должна была быть не менее 8–12 вёрст в час.

Таким образом, Иркутско–Якутский тракт не только служил важной транспортной артерией, связывающей два региона, но и стал свидетелем множества исторических событий и человеческих историй. Его путь через суровые природные условия и бескрайние просторы отражает упорство и мужество тех, кто прокладывал и использовал этот маршрут. Сегодня этот тракт остаётся символом связей и культурного обмена между Иркутском и Якутском, напоминая нам о значении почты и сообщений в объединении людей на огромных расстояниях.

Статью подготовил(-а): Любовь Скрябина

Смотрите также