Любимый поселок для каждого его жителя – уголок Отчизны, малая Родина. Именно с него начинается Отечество, с дома в котором ты живешь, с улицы по которой ходишь.
В нашей памяти и в сердцах всегда живет любовь к своей малой родине. Исследование истории родной Мархи дает возможность познать землю предков, узнать свои корни. Марха – рабочий поселок на территории города Якутска, расположен на берегу р. Мархинка (притока р. Лены), в 8 км к Северу от г. Якутска.
Поселок Марха возник в конце XVIII века (в 1860 г.) как сельское поселение. Слово «Марха» тунгусского происхождения и означает место, где произрастает мелкий кустарник. Происхождение названия и история пригорода г. Якутска, поселка Марха, имеет свою мифологию. Основание вошло в сюжет исторического предания тыгыновского цикла. Владыка Великой Туймаады Тыгын Дархан – прямой потомок Эллэя Боотура и наследник Мунняна Дархана. Старший же из семи его сыновей Марга был миролюбивым, хозяйственным и трудолюбивым человеком. У него была одна особенная черта – он не любил выпячивать свое превосходство перед сородичами и привлекать внимание людей чем бы то ни было. Марга отделился от своего могущественного отца и поселился в Южной части Туймаады – Кельдемской равнине, в так называемом Мархинским урочищем. Марга построил здесь три юрты для своего семейства и своих работников. Он трудился от рассвета до поздней ночи как одержимый.
Народ, проживающий в Мархе, всегда славился своим трудолюбием. С первых лет освоения Ленского (Якутского) острога урочище Марха становится одним из центров хлебопашества.
В 1860 году, когда началась массовая ссылка скопцов в Якутию, в Марху прибыло 130 мужчин и 103 женщины. Позднее прибыло еще более 300 человек. Благодаря их трудолюбию в Мархе появились прекрасные пашни, ветряные мельницы, мыловаренные, кожевенные и свечной заводы. Были выстроены хорошие, красивые деревянные дома с железными крышами, большими окнами, стеклянными верандами, резными фигурками и палисадниками, многие из которых сохранились и до наших дней. Постепенно Марха стала одним из земледельческих центров якутского края. Скопцы умело ухаживали за парниковыми культурами, занимались пчеловодством, кузнечным делом.
Хлебопашеством занимались и ссыльные старообрядцы, поселенные в этой местности. Благодаря крестьянам – переселенцам, которые начали прибывать в поселок с 1907 года, Марха продолжала бурно развиваться.
Рабочий поселок Марха с годами исчез в результате поглощения городом и получил новый статус городского микрорайона.
Материалы: газета «Якутия» от 16.09.2006 г. Ю. Ермолаева, краевед