19 июля в SMART-библиотеке в рамках проекта «Библионяня» состоялась встреча со специалистами нейрологопедического центра «Нейрум», на которую были приглашены дети дошкольного возраста и их родители.
Специалисты рассказали, когда ребенку необходима нейропсихологическая коррекция и показали, какие существуют упражнения. Для детей провели нейропсихологические игры, направленные на развитие и коррекцию различных психических функций, таких как внимание, память, речь, мышление, координация движений и т.д.
Представляем тезисы прошедшей лекции.
В современном мире все больше внимания уделяется вопросам развития и коррекции детской психики. Особую актуальность приобретает проблема недостаточности нейродинамического компонента психической деятельности у детей.
Что такое нейродинамический компонент?
Мозг можно сравнить с условной «батарейкой»: его стволовые и подкорковые отделы отвечают за поддержание жизненно важных функций, таких как пищеварение, потоотделение, сердцебиение и дыхание. Кроме того, эти области обеспечивают активацию коры головного мозга — тех отделов, которые обрабатывают информацию от органов чувств, создают целостные картины восприятия и запоминают их.
Поэтому, если «батарейка» мозга работает неправильно или слабо, это обязательно сказывается на работе высших отделов: возникают трудности с памятью, снижается концентрация внимания, ухудшается восприятие информации и речь.
Признаки недостаточности активационных ресурсов мозга
Недостаточность активационных ресурсов может проявляться в следующих симптомах:
• Моторные нарушения: неуклюжесть движений, гиперактивность или вялость;
• Быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках;
• Сенсорные искажения: гипер- или гипо- чувствительность к разным текстурам, избегание определённой консистенции еды, укачивание на качелях или в транспорте и т.д.
• Компенсаторная леворукость, обусловленная незрелостью нервной системы в результате последствий перинатального поражения ЦНС.
• Речевые проблемы: нарушения звукопроизношения, медленный набор словарного запаса
• Нарушение циркадных ритмов: долгое засыпание, проблемы с пробуждением, нестабильность аппетита и др.
• Разбалансированность процессов возбуждения и торможения, трудности переключения, инертность.
Причины нарушений
Корни проблем часто уходят в период беременности и родов:
• Заболевания матери;
• Стрессовые ситуации;
• Интоксикации;
• Кислородное голодание;
• Осложненные роды.
Как помочь детям?
Комплексный подход к построению коррекции включает:
• Режим дня: соблюдение режима дня, сна и отзыва;
• Питание: сбалансированный рацион;
• Досуг: организация правильного отдыха;
• Снижение экранного времени.
Специальные виды коррекции
Современные методики предлагают комплексный подход:
• Нейропсихологическая коррекция, включающая сенсомоторные упражнения и телесно-ориентированные методы;
• Развитие межполушарных связей и проработка правополушарных функций;
• Логопедическая коррекция: постановка звуков, коррекция грамматического строя речи, расширение словаря и т.д.
• При более сложных вариантах проблем, обязательна дефектологическая работа, включающая формирование предметной деятельности, базовых мыслительных операций и учебного поведения.
• Как правило, почти всегда, дети нуждаются в наблюдении и лечении у врачей (невролог, психиатр, узкие специалисты: гастроэнтеролог, иммунолог и др.).
Нейрологопедичсекий центр «Нейрум» стремится помочь детям, а также их родителям улучшить коммуникативные и социальные навыки для повышения качества их жизни и создания благоприятных условий для личностного роста и развития.
Центр предлагает предлагает комплексный подход, включающий:
• Нейрозанятия для развития когнитивных и речевых навыков;
• Занятия с логопедом для коррекции речи и освоения правильной постановки звуков;
• Занятия с дефектологом для работы над развитием навыков и преодоления индивидуальных трудностей;
• Адаптивная физическая культура (АФК) для укрепления здоровья и физической активности;
• Занятия с психологом для эмоциональной поддержки и развития психоэмоционального благополучия;
• Подготовка к школе с учителем для успешной интеграции в образовательный процесс;
• Арт-терапия для развития творческих навыков и самовыражения.
Успешная коррекция возможна при систематическом подходе и соблюдении всех рекомендаций специалистов. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому требуется индивидуальный план работы с учетом особенностей развития. Своевременная диагностика и правильно подобранные методы коррекции помогают детям преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал.